Адрес:
Санкт-Петербург, проспект Энгельса, 154, Бизнес Центр, оф. 110
юридические услуги
Заказать звонок
Главная \ Нужно ли получать корреспонденцию юридическому лицу по юридическому адресу в 2018 году?

Нужно ли получать корреспонденцию юридическому лицу по юридическому адресу в 2018 году?

Данная статься исследует проблематику: есть ли необходимость в получении  корреспонденции юридическим лицом по юридическому адресу в 2019 году.

 

Содержание раздела:

Введение.

Коротко: нужно ли получать корреспонденцию юридическому лицу.

Первоисточники, содержащие необходимые нормы.

Как это работает на практике.

Почту по месту нахождения организация получать обязана.

Риски неисполнения такой обязанности.

 

Вопрос:

Нужно ли получать корреспонденцию юридическому лицу по юридическому адресу в 2019 году? Есть ли какие-либо правовые риски, связанные с неполучением корреспонденции организацией, направляемой ей на ее почтовый адрес? Обязана ли в принципе, по закону, организация получать корреспонденцию?

 

Данный вопрос на первый взгляд кажется простым, и праздным. Однако на деле является достаточно важным для самого широкого круга предпринимателей и руководителей коммерческих структур.
 

Большинство фирм, компаний имеют различные юридические и фактические адреса. Как правило, только более-менее крупные компании имеют совпадение юридического и фактического адреса. Небольшие же и средние компании часто имеют расхождение между юридическим адресом (почтовым) и фактическим.

Нужно ли получать корреспонденцию юридическому лицу

 

Важное уточнение: здесь речь пойдет не о возможной ответственности и санкциях за подобное расхождение (несовпадение), а именно о моменте неполучения корреспонденции организацией, компанией, по ее юридическому адресу.

 

Следующее уточнение: говоря о так называемом «юридическом адресе» мы конечно же имеем в виду такое понятие как «местонахождение организации». Сам термин «юридический адрес» носит скорее бытовой характер, и используется чаще в обиходе. С точки зрения правоприменения правильнее оперировать термином «местонахождение юридического лица». Именно так мы и поступим.

 

И еще один момент: данный вопрос мы раскроем в первую очередь в плоскости исполнения обязательств как самой организацией, так и по отношению к ней контрагентов, с учетом позиции правоприменения.

 

Итак, вопрос: есть ли необходимость получать корреспонденцию юридическому лицу по месту его нахождения? Есть ли какие-либо юридические риски, связанные с неполучением корреспонденции? Обязана ли организация получать корреспонденцию?

 

Коротко, нужно ли получать корреспонденцию юридическому лицу:
Да, такая необходимость существует. Юридические риски, связанные с неполучением корреспонденции реальны, и они значительные. Получать корреспонденцию организация обязана.

 

Развернутый ответ:
Чем вызвана такая необходимость? Необходимость получения корреспонденции по месту нахождения организации вызвана целым рядом причин. Условно обязывающие нормы закона, сопутствующая актуальная судебная практика, целесообразность, обусловленная минимизацией правовых рисков.

 

 

Обратимся к первоисточникам, содержащим необходимые нормы.
Согласно п.2. ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

 

Как указано в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ (далее «Реестр»), а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные Реестра об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в Реестр, и на недостоверность данных, содержащихся в нем, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п., за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в Реестр в результате неправомерных действий третьих лиц, или иным путем, помимо воли юридического лица. (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Подобная позиция также раскрывается в следующих судебных постановлениях:
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 8957/10 по делу № А40-79465/09-29-654;
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 11209/13 по делу № А78-8059/2012;
Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2015 № 304-АД15-8572 по делу № А70-5395/2014.

Таким образом, по смыслу статьи 54 Гражданского кодекса РФ организация, компания самостоятельно и в полном объеме несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не примет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения.

 

Давайте разберем, как это работает на практике. Для примера возьмем классическую ситуацию неисполнения обязательств стороной договора в строительной сфере.

Строительная компания «ИКС» заключает договор с заказчиком строительства выступая в роли подрядчика (субподрядчика). Для примера возьмем абстрактно сумму договора в 10 000 000 рублей на выполнение каких-либо общестроительных работ. Компания «ИКС» допускается на объект строительства, выполняет минимальный объем работ тысяч на двести, и пропадает с объекта. Далее следует долгая служебная переписка от имени компании «ИКС» в стиле «вы не пускаете нас на объект», «вы не даете нам возможности завезти на объект материалы» и прочее, не имеющее ничего общего с реальными событиями.
Дальше происходит самое интересное: компания «ИКС» подает иск в арбитражный суд на, внимание, полную! стоимость договора, предъявляя вместе с иском документы на якобы «выполненные» работы в полном объеме. И зачастую успешно выигрывают такой процесс с последующим реальным взысканием средств.
Как так происходит? Очень просто. В строительстве документами подтверждающими факт выполнения работ выступают формы КС-2 и КС-3. Согласно гражданского законодательства, если компании «ИГРИК» выступавшая заказчиком работ, не подписывает представляемые компанией «ИКС» документы на выполненные работы, либо не дает мотивированный отказ по факту непринятия работ, работы считаются принятыми без замечаний.
На практике происходит все следующим образом: недобросовестная компания заходит на объект, делает формальный объем работ на небольшую сумму. Затем уходит с объекта через несколько дней. Выдерживает некоторое время, которое необходимо на реальное выполнение работ. После направляет на юридический адрес компании заказчика, значащийся в выписке ЕГРЮЛ, письмо с приложением справок на «липовый» объем работ.
При этом, большинство компаний, по каким-то неведомым мне причинам, до сих пор мало внимания уделяют вопросу получения писем по своему почтовому – юридическому адресу. Логика при этом у топ-менеджмента компаний примерно такая: «ничего не получали, значит ничего и не знаем». В итоге, если письмо «вылежится» на почте получателя, и последний его не получит, оно возвращается обратно отправителю.
При этом, считается, с точки зрения актуальной судебной практики, что документы заказчиком получены. Все, полдела сделаны. Теперь можно подавать иск в суд на взыскание якобы выполненной, но неоплаченной стоимости работ. Что и происходит. Арбитражный суд при этом видит следующую картину (в призме последней судебной практики): работы выполнены – да выполнены, предъявлены – да предъявлены, оплачены – нет, не оплачены. Решение арбитражного суда предсказуемо: «взыскать задолженность по договору».
В такой ситуации крайне сложно отбить такое дело в пользу заказчика. Судья задает вопрос представителю заказчика: «вы документы подтверждающие объем получали». Ответ юриста заказчика: «нет, не получали». Суд: «я же вижу, что получали, письма вам направлялись с приложением КС-ок на ваш юридический адрес. Это ваша проблема, что вы не выполняете свою обязанность по надлежащему получению корреспонденции на почте. Сами виноваты. Суд считает что работы были предъявлены, мотивированного отказа вашего не последовало. Суд решает взыскать задолженность в пользу подрядчика.». Все, дело сделано. Понятно, что можно далее долго и упорно обжаловать это решение в последующих инстанциях. Но шансов зацепиться то практически никаких. Но если бы, всего лишь, компания заказчика получала почту регулярно и своевременно, такого суда могло бы не состояться, в принципе. Не было бы документальных оснований для обращения в суд.

Подытожим.
Почту по месту нахождения организация получать обязана, но с оговоркой. Непосредственных, однозначно и императивно предписывающих это нормативно-правовых актов на сегодняшний день не существует. Вместе с тем, если рассматривать вопрос в призме минимизации юридических рисков бизнеса, учитывать актуальную судебную практику, можно сделать вывод что такая обязанность презюмируется. Вопрос насколько это обосновано, оставим за скобками, т.к. наша цель была именно выяснить отношение к данному предмету правоприменения, в первую очередь. Разводить дискуссии по этому поводу бесполезно и бессмысленно.

 

Риски неисполнения такой обязанности более чем существенны. Весьма целесообразно уделять значительное внимание вопросу своевременного получения корреспонденции по месту нахождения юридического лица! Своевременно получая корреспонденцию компания всегда имеет возможность во время отреагировать на какие-либо претензии, предъявляемые иски, требования, уведомления и тому подобное. Нет ничего проще, чем сделать получение почты регулярным. Это убережет компанию от многих негативных последствий, и сведет к минимуму юридические риски, по крайней мере как минимум в сфере исполнения обязательств компании и защиты от недобросовестных действий третьих лиц. Логика «мы не знаем о проблеме, значит ее нет», либо «раз не получали письмо / требование / претензию / повестку – значит мы и не в курсе» на сегодняшний день не работает. Эти подходы нулевых очень сильно устарели, и не актуальны сегодня, в 2017 году, полностью!

Что бы избежать правовых проблем связанных с ведением бизнеса, рекомендуем вас воспользоваться абонентским юридическим обслуживанием компании Золотой Луч!

 

НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОКОНСУЛЬТИРУЮТ ВАС
ПО ЛЮБЫМ  ВОПРОСАМ: